Аудиторские услуги

 

  Бухгалтерские услуги

 

  Юридические услуги

 

  Финансовые услуги

 

  Экспертные услуги

 

Здесь вы можете скачать
типовые документы и

формы налоговых
деклараций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

FAQ: АУДИТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В последние годы на рынке информационной безопасности все чаще говорят об аудите информационной безопасности как об универсальной услуге. Однако, как показывает практика, компании по-разному представляют себе данный вид услуг. В настоящей статье приводятся ответы на наиболее часто задаваемые вопросы (FAQ, Frequently Asked Questions), связанные с аудитом информационной безопасности.

Что такое аудит безопасности? Несмотря на то что пока еще не сформировалось устоявшееся определение аудита безопасности, в общем случае его можно представить как документированный процесс сбора и анализа информации в целях получения объективной оценки уровня защищенности компании от возможных угроз безопасности.

Аудит может быть внешним или внутренним. Внешний аудит проводится независимой компанией, которая предоставляет консалтинговые услуги в области информационной безопасности, внутренний - силами службы внутреннего контроля компании, отделом информационной безопасности или ИТ.

Когда нужно проводить аудит информационной безопасности? Существует множество случаев, в которых целесообразно проводить аудит безопасности. В качестве примера можно привести следующие задачи, которые могут быть решены при помощи аудита:

оценка уровня эффективности существующих в компании средств защиты информации;

приведение действующей системы безопасности в соответствие с требованиями российского или международного законодательства;

систематизация и упорядочение существующих мер защиты информации;

подготовка технического задания на проектирование и разработку системы защиты информации;

обоснование инвестиций на развитие системы обеспечения информационной безопасности компании;

расследование инцидентов, связанных с нарушением информационной безопасности.

Кто инициирует проведение аудита? Как правило, инициатором процедуры аудита может являться руководство компании, отдел автоматизации или информационной безопасности, а также служба внутреннего контроля. В ряде случаев аудит может также проводиться по требованию страховых компаний или регулирующих органов.

Какие бывают виды аудита безопасности? В настоящее время можно выделить следующие основные виды аудита информационной безопасности:

тест на проникновение (penetration testing), направленный на оценку защищенности компании от внешних атак из сети Интернет;

оценка соответствия рекомендациям международного стандарта ISO 27001;

аудит безопасности, направленный на оценку соответствия требованиям стандарта информационной безопасности Банка России;

инструментальный анализ защищенности, ориентированный на выявление технологических уязвимостей в информационных системах компаний;

оценка соответствия требованиям Федерального закона "О персональных данных";

аудит наличия конфиденциальной информации на базе технологий конкурентной разведки;

комплексный аудит, базирующийся на всесторонней оценке рисков информационной безопасности.

Каждый из перечисленных видов аудита может проводиться по отдельности или в комплексе в зависимости от тех задач, которые необходимо решить компании. В качестве объекта аудита может выступать как автоматизированная система в целом, так и ее отдельные сегменты, в которых проводится обработка информации, подлежащей защите.

Какие работы входят в состав аудита безопасности? В общем случае аудит безопасности независимо от формы его проведения состоит из четырех основных этапов, каждый из которых предусматривает выполнение определенного круга задач.

Первоначально с компанией-заказчиком заключается соглашение о неразглашении, в рамках которого исполнитель берет на себя обязательства по сохранению в тайне всей конфиденциальной информации, которая будет получена им в процессе выполнения работ.

После подписания соглашения о неразглашении совместно с заказчиком разрабатывается регламент (техническое задание), устанавливающий состав и порядок проведения работ. Его основная задача заключается в определении границ, в рамках которых будет проведено обследование. Регламент является тем документом, который позволяет избежать взаимных претензий по завершении аудита, поскольку четко определяет обязанности сторон.

На третьем этапе в соответствии с согласованным регламентом осуществляется сбор исходной информации. Методы сбора информации включают интервьюирование сотрудников заказчика, заполнение опросных листов, анализ представленной организационно-распорядительной и технической документации, использование специализированных инструментальных средств.

Четвертый этап работ предполагает анализ собранной информации в целях оценки текущего уровня защищенности автоматизированной системы заказчика. По результатам проведенного анализа разрабатываются рекомендации по повышению уровня защищенности системы от угроз информационной безопасности.

Что заказчик получает в результате аудита безопасности? Результаты аудита безопасности оформляются в виде отчетного документа, который представляется заказчику. В общем случае этот документ состоит из следующих основных разделов:

определение границ, в рамках которых был проведен аудит безопасности;

описание структуры автоматизированной системы заказчика;

методы и средства, которые использовались в процессе проведения аудита;

отражение выявленных уязвимостей и недостатков, включая уровень их риска;

рекомендации по совершенствованию комплексной системы обеспечения информационной безопасности;

предложения по плану реализации первоочередных мер, направленных на минимизацию выявленных рисков.

Какие следующие шаги после аудита следует предпринять? Аудит информационной безопасности не является конечной целью. Это всего лишь первый шаг в построении системы безопасности. По его результатам необходимо составить план мероприятий по совершенствованию мер защиты компании с целью устранения выявленных недостатков. Как правило, выделяют следующие основные направления по повышению уровня информационной безопасности компании:

технологическое обеспечение безопасности, направленное на внедрение дополнительных программно-технических мер защиты;

кадровое обеспечение безопасности, связанное с внедрением процесса обучения и аттестации персонала по вопросам защиты информации;

нормативно-методическое обеспечение безопасности, направленное на разработку документов по защите информации, таких, как политики, регламенты, инструкции, положения и т.д.

Как часто необходимо проводить аудит информационной безопасности? Частота проведения аудита зависит от того, как часто в автоматизированную систему компании вносятся изменения - добавляются новые филиалы, вводятся в эксплуатацию новые информационные системы, модернизируется общесистемное и прикладное программное обеспечение и т.д. С точки зрения лучших практик рекомендуется проходить внешний аудит безопасности один раз в год. Что касается внутреннего аудита, то его следует проводить не реже одного раза в квартал.

 

В.Сердюк

К. т. н.,

генеральный директор

ЗАО "ДиалогНаука", CISSP

Хостинг от uCoz